МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОПРОС:
Могут ли санкции против России создать проблемы для вашей семьи?




Голосовать
348 голосов

Учение необходимое и востребованное

Ленинская работа «Империализм, как высшая стадия капитализма» и решения ХV съезда КПРФ

История современного мира убедительно подтверждает верность ленинского учения об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Со времён подлой «перестройки» именно это учение пролетарского гения усилиями трубадуров «нового мышления» (мышления либерально-буржуазного) стало объектом злорадно-саркастических издевательств: СССР-то канул в Лету, а США и объединённая Европа процветают! — вот вам и «загнивающий» капитализм… Но с наступлением в 2008 году мирового финансово-экономического кризиса, на фоне которого ещё очевиднее проявилась мощь социалистического Китая, сарказма и вульгарного осмеяния ленинской характеристики империализма заметно поубавилось.


Для не страдающих предвзятым отношением к Ленину-мыслителю, не говоря уже о марксистах-ленинцах, с каждым днём становится всё более убедительной оценка империализма, данная революционным гением в начале ХХ века.
 

Полузависимая страна

Настоящая статья не преследует цели представить данный Лениным всесторонний анализ состояния капиталистической системы в период её вступления в эпоху империалистического развития. Её цель много скромнее: акцентировать внимание читателей на тех положениях ленинской работы «Империализм, как высшая стадия капитализма», которые имеют непреходящую ценность в переживаемую человечеством эпоху — эпоху перехода от капитализма к социализму. И, что важнее всего для нас сегодня, показать актуализацию этих положений самой современной действительностью.

Начнём с доказанного Лениным господства финансового капитала в экономике и политике буржуазного мира. «Финансовый капитал, — писал он, — такая крупная, можно сказать решающая сила во всех экономических и во всех международных отношениях, что он способен подчинять себе и в действительности подчиняет даже государства, пользующиеся полнейшей политической независимостью; мы увидим сейчас примеры тому. Но, разумеется, наибольшие «удобства» и наибольшие выгоды даёт финансовому капиталу такое подчинение, которое связано с потерей политической независимости подчиняемыми странами и народами. Полуколониальные страны типичны, как «середина» в этом отношении. Понятно, что борьба из-за этих полузависимых стран особенно обострится в эпоху финансового капитала, когда остальной мир уже был поделён». И далее как про сегодняшний день сказано: «Чем выше развитие капитализма, чем сильнее чувствуется недостаток сырья, чем острее конкуренция и погоня за источниками сырья во всём мире, тем отчаяннее борьба за приобретение колоний».

Пристрастный читатель заявит нам: «Но колоний-то нет в современном мире». Да, колоний нет. Но в Политическом отчёте ЦК XV съезду КПРФ вот что сказано на этот счёт: «Империализм активизирует политику новой колонизации мира… Капитал спешит использовать кризис в своих интересах. Его цель — классовая эксплуатация и подавление наций по стандартам XIX века». Так оно и есть.

Разве мыслящему человеку, не бегущему от политики, а стремящемуся найти себя в ней, не видно, как мировой финансовый капитал с помощью своих институтов (Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приводит к покорности такие пользующиеся полнейшей политической независимостью государства, как Италия, Испания, Португалия, Греция, не говоря уже о Кипре? И разве не очевидно, что в первом ряду полузависимых, полуколониальных (да, да) стран оказалась Россия?

Чья доля в мировом финансовом капитале больше, тот и правит бал в буржуазном мире. В МВФ контрольный пакет у ФРС — Федеральной резервной системы США. В ЕБРР он у «Дойчебанка» Германии (у французов лишь блокирующий пакет акций).

А что же олигархическая Россия и её президент Путин? Они, как и все полузависимые страны и их правители, находятся под пятой финансового капитала США и Германии. Путин, можно сказать, присел в полупоклоне перед Меркель: признал оправданной обстоятельствами политику Евросоюза (читайте — Германии) в отношении Кипра и… согласился реструктуризировать его долг России. Таков итог его протеста против реквизиции российского капитала в офшорной зоне Кипра. То была, так сказать, минутная слабость. Опомнился. А куда ему деться?.. Не случайна и «инициатива» Путина — поставить во главе Центробанка РФ Эльвиру Набиуллину. В руках этой, прошедшей школу Гайдара, финансовой метрессы Центробанк, как и при Кудрине, будет филиалом мировой империалистической финансовой системы.

В тисках мирового финансового капитала

Нет нужды долго доказывать, что империалистическому Западу крайне выгодно, чтобы экономика России имела периферийный, полуколониальный характер. Выгодно держать её на нефтяной игле. В политике это создаёт видимость, порождает иллюзию партнёрских отношений между Россией и тем же Евросоюзом: мы им — нефть, они нам — инвестиции. На самом же деле цены на нефть определяются в конечном итоге транснациональным финансовым капиталом, отнюдь не странами ОПЕК. Россия используется в качестве сырьевого придатка экономики Запада. На сегодняшний день под иностранной юрисдикцией находится около 90% крупной российской собственности. Всё мирно, в полном согласии с космополитическим олигархическим российским капиталом и его режимом власти. Никакой военной агрессии, никакого военного захвата территории. В этом и заключается суть политики новой колонизации. Делается всё под прикрытием приватизации и инвестирования совместных с российским капиталом проектов. За инвестирование чаще всего выдаются кредиты иностранных банков коммерческим структурам — фирмам и корпорациям России. О её долговой зависимости от внешних сил (преимущественно от ведущих стран имперского Запада, от его капитала) исчерпывающе сказано в опубликованной в «Правде» статье Г. Зюганова «Кризис в тени иллюзий».

В ней отмечено, что по состоянию на 1 марта сумма внешнего долга России превышает сумму её международных золотовалютных резервов на 109 млрд. долларов, или более чем на 3 трлн. рублей. Причём почти 58% этого долга (366,4 млрд. долларов) составляет долг частных структур. Но гарантом его погашения является государство, иными словами, миллионы рядовых налогоплательщиков. Вывод Г. Зюганова жёстко реалистичен: «С финансовой точки зрения страна, по сути, уже находится в состоянии дефолта. И может оказаться в том же состоянии юридически, если долги Российской Федерации будут предъявлены заёмщикам к погашению одновременно и в значительном объёме». Всё по Ленину: в условиях нового мирового кризиса капитализма идёт новый империалистический передел мира. Наша страна — одна из основных жертв данного передела. Её полуколониальное положение чревато полной утратой национально-государственной независимости.

Что же Путин — как его понимать?

При продолжении либерально-буржуазного курса в экономике и политике реальной становится угроза национальной катастрофы. Новую актуальность приобретает вывод, вытекающий из работы Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма»: без борьбы с международным империализмом (тот же Евросоюз — межгосударственный империалистический союз) невозможно движение к социализму. Его главной движущей силой может быть только международный пролетариат, объединяющий сегодня людей наёмного физического и умственного труда. В России, как и в любой капиталистической стране, никакой иной класс, кроме рабочего, не способен сплотить все слои наёмных работников (прежде всего трудовую интеллигенцию). Никто, кроме рабочего класса, не способен мобилизовать полупролетарские слои населения (крестьянство, малое предпринимательство) на борьбу против международного империализма. Процесс превращения рабочего класса из класса «в себе» в класс «для себя» идёт у нас мучительно сложно. Но он набирает силу вопреки утверждению авторов буржуазной теории «информационного общества» об исчезновении пролетариата.

Решить двуединую задачу — организовать классовую и национально-освободительную борьбу, иными словами, борьбу с российским олигархическим и транснациональным (сверхмонополистическим) капиталом — такова историческая миссия КПРФ. Невозможно выполнить её вне международного рабочего и коммунистического движения и прежде всего — вне Союза коммунистов стран СНГ — СКП—КПСС. Не случайно на XV съезде КПРФ встретились представители почти всех коммунистических, рабочих и других левых партий мира.

В обывательской среде, а она у нас весьма значительна, нередко можно услышать: «Но ведь и Путин со своей командой тоже противостоит США, НАТО и Евросоюзу. Ведь поэтому его не приемлют на Западе». Выскажемся по этому поводу.

Национально-государственная риторика Путина, создание им Общероссийского народного фронта и ряд его акций, выдаваемых в СМИ за то, что якобы отвечает национальным интересам России (оснащение армии новой военной техникой, что связано с частичным, не более, возрождением ВПК; возбуждение показательных антикоррупционных уголовных дел, но пока ещё без посадок в тюрьму крупных коррупционеров; инициирование принятия закона против педофилов), — всё это не более, чем реакция самозащиты, самоспасения в условиях роста социального и национально-патриотического протеста в народе. Всё это носит явно запоздалый (о чём раньше-то думал?) и непоследовательный характер. Как говорится, шажок вперёд, да несколько шагов назад — чего стоит одно вступление России в ВТО! А коммерциализация образования и здравоохранения, ЖКХ — в национальных интересах? Так что действия Путина никак не затрагивают экономической и политической основы буржуазного строя — монополии частной собственности на основные средства производства и буржуазной организации власти. Короче говоря, никак не колеблют диктатуры крупного олигархического капитала, несовместимого с интересами пролетарского большинства и национальными интересами страны. Путин, представляющий один из кланов этого капитала, не противостоит да и не может противостоять империалистической экспансии в России. Он своими кажущимися независимыми акциями, на наш взгляд, лишь выторговывает у империалистического Запада признание права на власть для себя и своего клана.

«Политически империализм есть вообще стремление к насилию»

Вернёмся к ленинскому тезису о загнивании капитализма на его последней, империалистической, стадии и ещё раз зададимся вопросом: почему паразитический, загнивающий капитализм до сих пор жив? Ответ в общем виде дан в Политическом отчёте ЦК XV съезду КПРФ: «Общий кризис капитализма длится уже столетие. Он то ослабевает, то обостряется. В конце ХХ века капитализм разрушил Советский Союз и обеспечил себе временную стабилизацию».

Временная стабилизация есть оттяжка гибели, когда процесс гниения лишь замедляется, но не останавливается. Здесь вновь обратимся к ленинской работе. Читаем: «Было бы ошибкой думать, что эта тенденция к загниванию исключает быстрый рост капитализма». И далее: «В целом, капитализм неизмеримо быстрее, чем прежде, растёт, но этот рост не только становится вообще более неравномерным, но и неравномерность проявляется также в частности в загнивании самых сильных капиталом стран (Англия)». Сегодня место Англии занимают США.

Паразитический, загнивающий характер американского империализма очевиден: он существует за счёт нещадной эксплуатации значительной части мира, прежде всего — его полузависимых, слаборазвитых стран, в том числе и России. На каждом долларе, который получает рядовой американец для обеспечения своей более чем сытой жизни, — кровь и пот пролетариев тех стран, что находятся в финансовой и экономической зависимости от США. Но и их финансово-экономическое процветание уже поставлено под сомнение семнадцатитриллионным (!) государственным долгом. Это заставляет американский империализм, дабы не утратить свою гегемонию в мире, встать на путь его нового передела посредством военной агрессии под видом продвижения «передовой демократии». Объектами насильственного внедрения этой «демократии» в конце ХХ — начале ХХI века стали Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия, на очереди — Сирия, Иран, КНДР.

История подтвердила правильность ленинского утверждения: «Политически империализм есть вообще стремление к насилию и к реакции… Империализм есть эпоха финансового капитала и монополий, которые всюду несут стремление к господству, а не к свободе. Реакция по всей линии при всяких политических порядках, крайнее обострение противоречий и в этой области — результат этих тенденций. Особенно обостряется также национальный гнёт и стремление к аннексиям, т.е. к нарушениям национальной независимости».

Правильность определения Лениным агрессивной природы империализма доказывается жизнью чуть ли не ежечасно, сколько бы ни прикрывали эту агрессивность «нейтральной» идеей глобализации (глобализации империалистической) трубадуры глобального мира. Провозглашённый ими глобализм в качестве принципа нового мироустройства назван на XV съезде КПРФ новой формой империализма. Империализм не исчез. Поэтому ленинское учение об империализме становится всё более востребованным в мире XXI века.

Что касается олигархического российского капитала, то евро-американским империализмом ему отведено место в передней. Ему разрешено создание естественных монополий (нефть, газ, цветные металлы), производящих продукцию на экспорт, то есть обслуживающих Запад. Другие российские монополисты, например в металлургии, — не конкуренты западным на мировом рынке. Что до финансового капитала России, то его место ещё незавиднее. Можно сказать, он находится в предбаннике мирового финансового капитала. Реквизиция валютных вложений российских олигархов в банках Кипра — лучшее тому доказательство. Та же участь, вероятнее всего, ожидает и российских клиентов офшорных компаний Британских Виргинских островов. Международный империализм давно бы покончил с постсоветской Россией, раздавил бы её, как яичную скорлупу, не будь у неё оставшегося от СССР ядерного щита. Лишь это неприятное имперскому Западу обстоятельство заставляет его дозволять России Ельцина — Путина играть роль «шестёрки» в «большой восьмёрке».

Идеология оппортунизма

Одним из важнейших положений научного труда «Империализм, как высшая стадия капитализма» является положение о неразрывной связи империализма с оппортунизмом. Вот как объяснял эту связь Ленин: «Получение монопольно-высокой прибыли капиталистами одной из многих отраслей промышленности, одной из многих стран и т.п. даёт экономическую возможность подкупать отдельные прослойки рабочих, а временно и довольно значительное меньшинство их, привлекая их на сторону буржуазии данной отрасли или данной нации против всех остальных. И усиленный антагонизм империалистических наций из-за раздела мира усиливает это стремление. Так создаётся связь империализма с оппортунизмом».

Обратим внимание на использование Лениным понятия «империалистические нации». Он даёт объяснение их формирования, когда ведёт речь об империалистической идеологии (да!), что через «необыкновенно широко раскинутую и густую сеть отношений и связей» подчиняет финансовому капиталу «массу не только средних и мелких, но и мельчайших капиталистиков и хозяйчиков». «Империалистическая идеология, — заключает Ленин, — проникает и в рабочий класс».

Империалистическая идеология — буржуазная идеология в её самом агрессивном выражении. В основе её лежит идея мирового господства, превосходства одной нации над другими. Чтобы проникнуть в массовое сознание и укорениться в нём, эта идея прямо не заявляется, а маскируется под видом борьбы за передовую демократию, за защиту прав человека. Их носителем объявляется та или иная империалистическая страна, нация. Сегодня это США и американская нация.

В «демократической» и «гуманной» интерпретации агрессивной империалистической идеологии особую роль играет оппортунизм — идеология социал-соглашательства пролетариев с буржуа во имя осуществления «цивилизованным и социализированным» капиталом его исторической миссии (?!).

В своём труде об империализме Ленин высветил роль вождей международного оппортунизма как прислужников империализма. Он показал, как теоретик и идеолог оппортунистического II Интернационала К. Каутский, чтобы обосновать «гуманную миссию» империализма, разрабатывает в начале ХХ века концепцию об ультраимпериализме, то есть о сверхимпериализме. По Каутскому, объединение империализмов всего мира приведёт к созданию всемирной экономики, в которой не будет войны монополий (войны империализмов), и тем самым начнёт ослабляться и затухать противоречие между трудом и капиталом. Пропагандист ультраимпериализма доказывал, что «господство финансового капитала ослабляет неравномерности и противоречия внутри всемирного хозяйства». Идеи К. Каутского, распространяемые не без помощи того же финансового капитала в рабочей среде, притупляли классовую бдительность пролетариата, настраивали его на сотрудничество, на классовый мир с капиталом. Сеяли в пролетарской среде иллюзию якобы возможной эволюционной трансформации капитализма в социализм.

Причина, о которой нельзя забывать

«Борьба с империализмом, если она не связана неразрывно с борьбой против оппортунизма, есть пустая и лживая фраза», — утверждал Ленин. Увы, это его предупреждение было предано забвению руководством КПСС после смерти Сталина. И не только. Лидеры ряда крупных коммунистических партий Западной Европы также отошли от последовательной борьбы с оппортунизмом, а это привело к тому, что они поддались влиянию его новой модификации — еврокоммунизму. Эта концепция отвлекала силы от противостояния формированию «золотого миллиарда» (в него обычно включают ведущие страны Западной Европы, США, Канаду, Японию). Эта искусственно созданная зона «классового мира» в течение трёх десятилетий, до начала мирового кризиса в 2008 году, покоилась на существенной подкормке элитных капиталистических стран, в том числе их рабочего класса, за счёт усиленной эксплуатации пролетариев и полупролетариев остального мира.

Еврокоммунизм подорвал некогда мощное международное рабочее и коммунистическое движение. Ныне оно выходит из кризисного состояния, о чём, в частности, свидетельствуют опубликованные в «Правде» материалы «круглого стола», участниками которого были представители 95 коммунистических, рабочих и других левых партий и объединений. «Круглый стол» проходил 25 февраля сего года в Москве и явился фактическим продолжением XV съезда КПРФ. На нём обсуждалась заданная съездом тема: «Образ социализма, за который мы боремся».

Метастазы оппортунизма проникли в КПСС, за что партия советских коммунистов жестоко поплатилась, а с нею и великая страна — родина реального социализма. «Новое мышление» М. Горбачёва — мышление оппортунистическое, ничего общего не имеющее с ленинским учением об империализме. Отказ от него у последнего генсека КПСС и Ко был окончательным и бесповоротным, чем международный империализм (американский в первую очередь) не преминул воспользоваться в полное своё удовольствие.

В переживаемый человечеством исторический момент, когда мировой финансово-экономический кризис обещает быть затяжным, ленинское учение об империализме становится ещё более востребованным и необходимым. И прежде всего — ещё более востребован временем и ещё более необходим ленинский анализ причин длительного загнивания капитализма. В особенности такой из них, как запущенность болезни оппортунизма в рабочем движении, в партиях рабочего класса. В своём труде об империализме Ленин говорил об этом прямо: «Частно-хозяйственные и частнособственнические отношения составляют оболочку, …которая неизбежно должна загнивать, если искусственно оттягивать её устранение, — которая может оставаться в гниющем состоянии сравнительно долгое (на худой конец, если излечение от оппортунистического нарыва затянется) время, но которая всё же неизбежно будет устранена».

Соглашательство под прикрытием патриотизма

Олигархическая Россия — страна капиталистическая, но в элитный империалистический клуб ей хода нет. Разве что дозволяют, явно в насмешку, исполнять роль зиц-председателя на заседаниях «большой восьмёрки». Однако и на периферии империалистического мира ленинское предупреждение об опасности оппортунизма ничуть не утрачивает своей значимости. Оно чрезвычайно актуально для КПРФ и российского пролетариата.

Оппортунизм имеет мелкобуржуазную природу, а мелкобуржуазная стихия давно уже гуляет по громадным просторам России. В частнособственнические отношения ввергнуты, зачастую не по своей воле, миллионы бывших советских тружеников. Ныне они мелкие предприниматели, полупролетарии, если занимаются семейным бизнесом. В их среде, натерпевшейся мытарств и унижения от олигархического государства, нередко встретишь парламентские иллюзии — упование на изменение хищнической природы власти путём принятия в Госдуме и законодательных собраниях регионов справедливых законов. Для этого, как многим ещё кажется, надо только провести туда своих представителей — профессиональных реформаторов. Манком иллюзий буржуазного парламентаризма усердно пользуется «Справедливая Россия» — партия оппортунистического Социнтерна. И ведь идут на этот манок, идут.

Искушение буржуазным парламентаризмом не обошло стороной и КПРФ: вспомним семигинщину, за патриотическими перьями которой далеко не сразу разглядели в партии чистопородный оппортунизм. Он многолик в России, но наиболее его распространённой формой является та, которую можно охарактеризовать как соглашательский патриотизм. Эту форму мы видим в «Сути времени» Кургиняна, в Изборском клубе Проханова — Дугина. В первом преимущественно поднимается на щит советский патриотизм, во втором — патриотизм великорусский. Звучит даже идея социальной справедливости. Но мысль о её достижении путём классовой борьбы к обсуждению не допускается. Во имя сохранения государства и государственности (об их классовой природе — ни слова) пропагандируется идея согласительного единства нации, исключая разве что либералов-западников. Соглашение с капиталом, за вычетом откровенных адептов США и Евросоюза (Касьянов, Немцов и др.), прикрывается демагогической русско-советской риторикой. И на неё, увы, откликается оскорблённое чувство национальной гордости русского и советского человека. В идеалы патриотизма и социальной справедливости пытается драпироваться и Общероссийский народный фронт Путина. Вот уж где бутафория единства труда и капитала!

Патриотизм усилиями всех, кто прячет за ним свою соглашательскую натуру, превратился сегодня в разменную монету. Ему клянутся и им клянутся падкие на патриотическое словоблудие. Сказал «Постоим за Россию!» — и ты уже герой. Но как постоим: с каким классом и против какого класса? От ревнителей цивилизационного подхода, по глубоко религиозному Данилевскому, можно услышать: «А всем миром постоим. Миром работников и работодателей, всех русских и коренных жителей России, вне зависимости от их классовой принадлежности. Главное — единство русского духа». Так сказать, единым духовным согласием повергнем в прах супостатов-олигархов — они добровольно испустят дух. Короче говоря, патриотическое, но бесклассовое национально-освободительное движение. Да на такое движение те же олигархи через искусных посредников щедрот своих не пожалеют. Смотришь, и появится у него определённая классовая направленность. По этому поводу Сталиным ещё в 1913 году сказано, как капитал «апеллирует к «родным низам» и начинает кричать об «отечестве», выдавая своё собственное дело за дело общенародное».

Левым боком в правый ряд

Сродни оппортунизму — «левое» доктринёрство, которое отталкивает массы и обесценивает коммунистическую идею, что на руку буржуазной власти (своеобразная сделка с ней). С «левым» доктринёрством мы встречаемся во вновь образуемых коммунистических партиях («Коммунисты России», «РотФронт»), лидеры которых видят их предназначение не просто в критике КПРФ, а в обвинении её во всех мыслимых и немыслимых грехах. И кто же обвинители? Исключённые из КПРФ, голосующие за буржуазный бюджет (тот же Фёдоров — бывший первый секретарь Санкт-Петербургского горкома, Комолова — на горбу партии прошедшая в Законодательное собрание Петербурга) и видящие в пробуждении русского национального сознания угрозу фашизма. Сегодня они и им подобные, объединившиеся в Межрегиональное объединение коммунистов (МОК), намерены создать новую (уже которую по счёту?) компартию. Причём рекрутировать в неё они стремятся членов КПРФ под разговоры о «демократизации» партии.

Как это напоминает технологию подрыва КПСС изнутри! Вспомним, как это было. После XXVIII съезда КПСС образовалось «Демократическое движение коммунистов». В начале 1991 года по инициативе Руцкого появились «Коммунисты за демократию», заявившие о своём выходе из КП РСФСР. В июле 1991 года они образовали «Демократическую партию коммунистов России». Вряд ли кто о ней теперь вспомнит. С идеи «демократизации» партии начинал свою борьбу против Сталина Троцкий. С этой же идеей пошёл Горбачёв на развал КПСС. И вот теперь моковцы… А ведь всё туда же — левым боком в правый ряд.

Между людьми, совратившимися на путь соглашательства, и стратегами международного империализма, казалось бы, не может быть никакой связи. Но эта связь невидима лишь для неискушённых в идеологической борьбе капитализма и социализма, на самом деле она существует. Далёкие от нас географически буржуазные идеологи-аналитики никогда не оставляли и не оставят без присмотра патриотический и левый фронты политической жизни России. В арсенале войны против неё империалистический Запад держит в боевой готовности своё испытанное оружие — оппортунизм любой масти. К тому же буржуазные учёные-лениноведы прекрасно знают, сколь страшна, разрушительна для капиталистического мира сила революционной мысли гения. Нам, коммунистам, забывать об этом никак нельзя.

Ленин говорил в своё время громогласным почитателям Маркса: поменьше его почитайте, да поприлежнее почитывайте. То же самое следует сказать и о нашем отношении к Ленину: его надо не формально почитать, а прилежнее читать и перечитывать.

Комментарии


Оставьте ваш комментарий
Имя*
Текст сообщения*
Введите код с картинки

Сменить картинку