Бюджет покажет, как жить будем

VK VK VK VK

В преддверии нового года внимание области приковано к обсуждению бюджета на будущий год и планированию финансового обеспечения Оренбуржья до 2021-го. Это только на первый взгляд может показаться, что цифры грандиозные (например, объём доходов и расходов на 2019 год составит 81,7 миллиарда рублей, на 2020 81,4 миллиарда, а на 2021 – 85,7). На самом деле многие нужды остались незакрытыми. Об этом на заседаниях рабочих групп и комитетов регионального Законодательного собрания говорил депутат, первый секретарь обкома КПРФ Максим Амелин и другие народные избранники. Они подняли острые проблемы недофинансирования жизненно важных направлений региона.
Где деньги, Зин?
Амелин рассказал о совместной инициативе депутатов от фракций КПРФ и «Справедливая Россия» выйти с обращением в федеральное правительство об увеличении финансирования сразу по нескольким наболевшим вопросам. Один из них — организация пожаротушения. В этом году в Оренбуржье сгорело 164 гектара леса, это притом, что леса покрывают лишь 4 процента территории Оренбуржья. При таких-то скромных зелёных площадях наши березняки, боры и дубравы буквально должны блестеть от ухоженности. Но это пока не про нас. Ставился вопрос о проблемах вывоза твёрдых бытовых отходов и о финансовой поддержке селян (за последние три года она значительно сократилась).
— Остро стоит проблема лесных и степных пожаров на селе. В советское время в каждом колхозе и совхозе работала штатная пожарная часть, — сказал Максим Амелин. — Сегодня к органам местного самоуправления перешли полномочия по локализации стихии до прибытия подразделений государственной противопожарной службы. Низкая эффективность борьбы с огнём обусловлена хроническим недофинансированием. В обращении к Правительству РФ предлагаем при разработке проекта федерального бюджета на 2019 год предусмотреть увеличение финансирования мероприятий по защите селян от пожаров. Инициатива поддержана многими муниципалитетами – это около 55 процентов населения нашей области. Решать вопросы нужно незамедлительно, особенно, если учесть, что с 31 августа Кремль возложил на плечи районов и обустройство площадок ТБО, ТКО и уход за ними. Здесь потребуются значительные деньги. Хотелось бы получить расчеты от муниципальных образований: сколько дополнительных средств придётся вложить в исполнение данного закона, чтобы можно было отстаивать интересы сельских поселений перед министерством финансов. Благодарим муниципальные образования за отзывчивость и интересные конструктивные предложения.
На заседании делегация из Тоцкого района представила свой расчёт. Там необходимо организовать 380 площадок. Установка каркасов, ограждений, кадастровое оформление, приобретение баков потребуют около 13 миллионов рублей. И это ещё без затрат на уборку. Пока организовано 72 площадки.
Итак, задачу верховная власть страны поставила перед самым слабо финансируемым звеном, закон приняла и даже установила круг ответственных лиц со всеми вытекающими, но где взять деньги на исполнение этого закона, не уточнила. Вот, и настала пора напрямую задать логичный вопрос власти – «Где деньги, Зин?»
Депутат Владимир Фролов рассказал, как приходилось ему наблюдать работу пожарных под Бузулуком.
— В лесничестве там работают всего-то пять человек — 2 госинспектора, один лесничий и ещё двое в управлении. На всё огромное хозяйство 5 машин, из них самая новая 2007 года.
К слову сказать, штатная укомплектованность госинспекторов у нас едва дотягивает 50 процентов — содержать сотрудников не на что. Не говоря про то, какие мизерные зарплаты они получают.
Но отмалчиваться, довольствоваться тем, что подают сверху, недопустимо. Деньги у государства есть, наша область — труженица имеет право требовать заработанные нами средства для нормальной жизни и развития.
Про получающих минималку не забыли…
На заседаниях также озвучивались интересные цифры, при обсуждении которых, на мой взгляд, представителям муниципалитетов, собравшихся 16 ноября в Доме Советов со всех уголков области, можно было проявить большую активность. Но активности не наблюдалось, за исключением троих выступивших. У меня даже сложилось ощущение царившего в зале молчаливого согласия.
А цифры такие. На финансирование территорий запланировано направить 6,5 миллиарда рублей, что в сравнении с прошлым годом незначительно больше. Эти средства предусмотрены для исполнения муниципальными образованиями своих полномочий, на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, получающих зарплату на уровне минимального размера, на стимулирование муниципалитетов и их благоустройство.
Заместитель министра финансов Дмитрий Кулаков сообщил, однако: эта сумма не окончательная, в ближайшее время ожидается решение о дополнительном финансировании. Софинансирование полномочий региона и муниципальных образований запланировано в объёме 3,5 миллиарда, что вместе с тем на 1,1 миллиарда меньше, чем в прошлом году. Но это из-за того, что необходимо завершить строительство Орского онкодиспансера.
Неоднократно присутствующим напоминали: мол, многое, товарищи, в ваших руках – у вас ведь ещё есть объекты, не используемые по назначению, так реализуйте их, сдавайте в аренду, зарабатывайте (правда, какие именно объекты не озвучили, не исключено, что под ними подразумевались закрытые поликлиники, больницы, дома культуры, школы и детские сады).
При этом на поддержку сельского хозяйства направят 1,4 миллиарда, а на решение жилищных вопросов и благоустройство муниципальных образований 600 миллионов рублей. Из федерального бюджета запланировано на организацию спортивной подготовки 31 миллион, на создание спортивной инфраструктуры 55 миллионов и на туристический кластер «Солёные озера» 400 миллионов рублей, из которых 300 миллионов – средства федерального бюджета. Основная же часть бюджетных средств будет направлена на расходы социального характера и составит почти 55 миллиардов.
— Все бюджетные обязательства перед муниципальными образованиями области будут выполнены, — заверил заместитель председателя комитета Законодательного собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике Сергей Бабин. — При составлении графика поступления дотаций мы обязаны предоставить средства, чтобы там имели возможность выплачивать авансы и зарплаты.
О «бедных» нефтяниках замолвили слово
19 ноября на заседании комитета Законодательного собрания по собственности, природопользованию и строительству правительство Оренбургской области сообщило:
— По сравнение с 2018 годом налог на прибыль организаций увеличивается на 4,5 миллиарда рублей. Интересный пример. В последние годы отмечается сокращение добычи газа и нефти. Предприятию «Оренбургнефть» была предоставлена налоговая льгота, и результат не заставил себя ждать: в этом году поступление платежей значительно выше, чем в 2017 году!
Не знаю, как вас, но лично меня насторожил данный пример. Ведь речь идёт далеко не о самой бедной отрасли. У нас больницы закрываются, и людям приходится ездить на приём к врачу за десятки километров от родного населённого пункта! А нефтяным магнатам ещё и льготы подай! Вот, это политика! Но это ещё не всё.
Депутат Законодательного собрания от фракции КПРФ Владимир Новиков задал заместителю природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Светлане Хвалёвой вопрос:
— За границей процент госсобственности составляет не менее 30 процентов, дабы не выпускать из под влияния государства основные стратегические отрасти. А какой процент государственной собственности остаётся в нашей области?
И снова последовал неожиданный ответ.
— Политика государства сегодня такова: необходима конкурентная среда. Какое количество организаций осталось в государственном секторе, ответить сложно, статистику такую никто не ведёт. Но процент точно небольшой. Частная собственность составляет, наверное, порядка 90 процентов. А предстоящее изменение гражданского законодательства вообще упразднит понятие «государственные унитарные предприятия». При этом у нас более 400 государственных учреждений, курируемых министерствами. Что касается порядка перехода государственных предприятий в частную собственность, то работа здесь ведётся в соответствии с законодательством. Деятельность госучреждений оценивается по двум направлениям — бюджетной и финансовой эффективности. Затем решается вопрос о включении их в план приватизации.
Таким образом, можно сделать вывод: государство просто мечтает вообще ни за что не отвечать, всё отдать на откуп частникам. И вместо того, чтобы поддержать госпроизводителя, в принципе равнодушно относится к факту: предприятия, отданные в руки безнесменов, имеют все шансы обанкротиться.
Депутаты отметили: каким-то образом из списка госучреждений выбыло предприятие «Медтехника», работающее с положительным балансом. Коллектив был категорически против такого радикального решения.
Светлана Хвалёва пояснила, что «Медтехника» ушла с молотка аж за 10 миллионов рублей. «Мы же её не за рубль отдали. Десять миллионов – это деньги», — ответила она.
Деньги, да небольшие для бизнесмена – буквально бросовая сумма. Таковы сегодняшние реалии. А мы рассуждаем, почему в казне средств мало.
Председатель комитета по собственности, природопользованию и строительству областного Законодательного Собрания Аркадий Швецов подытожил заседание:
— Сегодняшнее обсуждение подводит к выводу: законодательство России не исполняется. К примеру, федеральной властью определён штат сотрудников лесничеств и госинспекторов рыбнадзора, но их нет в нужном количестве из-за недофинансирования. С таким надзором всё растеряем. Необходимо срочно провести анализ предстоящих расходов на исполнение полномочий и софинансирования. А министерства не должны стесняться отстаивать интересы области на высшем уровне.
Газета «Оренбургская правда» будет держать на контроле эту животрепещущую тему. Следите за нашими публикациями.
Яна Юрьева
Фото автора