Если любишь-воспитаешь

VK VK VK VK

Почта «Оренбургской правды»
Я человек преклонного возраста, за моими плечами большая интересная жизнь. С большим удовольствием слушаю передачи по радио, отражающие жизнь нашей страны. Бывают моменты, когда так хочется сбросить с себя груз лет и включиться в дискуссии по важным вопросам. За неимением такой возможности я хочу поделиться своими мыслями на бумаге. Я педагог с 40-летним стажем. Окончила в 1953 году наш Оренбургский государственный педагогический институт, филологический факультет.
В моей большой жизни общение с детьми разного возраста: детский сад, дневная школа, вечерняя школа рабочей молодежи. Работу приходилось менять из-за военной службы мужа. Одно знаю твердо, что работа учителя во времена, когда жил Советский Союз и сейчас – большая разница. Дело не в зарплате. Учителя всегда получали мало, тем не менее гордились своей профессией.
Но надо любить детей, маленьких, больших, надо искать ключ к их сердцу. Недаром в детских сказках добро всегда побеждает зло и дети всегда верят в хороший конец.
Работать в советской школе было не просто. Дети были, как везде, разные. Помню класс, где 7 мальчиков состояли на учете в милиции. Они убегали с уроков или вовсе не появлялись в школе. Состояние бедных матерей понятно. Они просили у меня помощи. Этим мальчикам я уделяла много внимания, не считалась с личным временем. Интересные беседы, рассказы увлекали их, а ещё учила играть их в шахматы (моя любимая игра). Что-то произошло с моими мальчиками, они стали добрее. Всех сняли с учёта в милиции, с большим желанием они бежали в школу, а родители были очень благодарны мне. Вот ещё пример, директор школы поручила мне позаниматься с тремя девочками летом, чтобы подтянуть их по русскому языку. Поверьте мне, как я старалась, тратила на них своё личное время, но результатов своей работы не видела. Девочки просто издевались надо мной. Выхода у меня не было, и я поставила им тройки. Через некоторое время они разыскали меня, так как в школе уже не учились и извинялись за свое дурное поведение. И опять добро победило, так как девочки поняли свои ошибки.
Большая общественная работа сближала нас с ребятами. Мы старались чаще посещать детей, чтобы знать их семейное положение, особенно в праздничные дни, когда родители заняты своими делами и порой не знают, чем занимаются их дети.
Никакие большие деньги не помогут учителю справиться с трудными учениками, если в случившейся беде он винит только ученика, хотя виновником часто является и та обстановка, в которой живет и воспитывается ребенок. Учитель обязан найти дорогу к огрубевшему сердцу ученика. В противном случае он должен покинуть стены школы, найти другую работу.
Изменилась наша страна, а причин негативного поведения детей стало ещё больше, поэтому надо проверить своё сердце, спросить его, способно ли оно, невзирая ни на что, любить каждого.
Сложности в том, что в нашей стране наблюдаются редкие контрасты в домашних условиях, в благополучии, разные возможности, которые предоставляют родители детям. Отсюда ясно, какое терпение нужно учителю, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку, не допустить в классе такого явления, как зависть, не вызвать озлобления одного к другому, добраться до сердца каждого, чтобы оно откликнулось на зов учителя.
Наверное нет важнее задачи, которая всегда стоит перед обществом: вырастить, воспитать полноценного человека. От этого зависит сила государства. А слово «учитель» должно звучать гордо. Как и было в советское время.
Мячина Вера Николаевна.