Невозможное стало реальным

VK VK VK VK

К 150-летию Н. К. Крупской

Надежда Константиновна Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге. Это видный советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи, супруга Владимира Ильича Ленина. Доктор педагогических наук. Почётный член АН СССР. Член Президиума Верховного Совета СССР.
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Этому вопросу была посвящена статья Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. С 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировала основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.
Чтобы ближе познакомить читателя с этим выдающимся человеком, редакция решила опубликовать вот этот материал со страницы в социальных сетях Юрия Гилева, в котором автор раскрывает яркие страницы деятельности Крупской. Лучше него, пожалуй, не скажешь.

«Одаренная, тонко чувствующая, мудрая женщина, которая титаническим трудом совершила немыслимое: 95 процентов всеобщей неграмотности страны буквально за два десятка лет свела к 5 процентам. Она построила в деревнях и малых городах детские сады, школы; боролась с дремучей крестьянской косностью, суевериями, средневековыми пережитками.
Рассматривая любую проблему, она всегда смотрит в корень. Например, сложная тема – аборты, ранее запрещавшиеся с суровыми наказаниями. Вот что пишет Крупская по этому поводу: «Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; борьба должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться…». Речь идет про ужасающее экономическое и социальное положение женщины, сложившееся в начале века. И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин.
В 1923 году из 133 млн человек населения 111 миллионов – необразованная масса крестьян. Это жители сел и деревень, в которых вообще не было детских садов. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской – «каждый сам за себя». «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей, — отмечает она. — Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И Крупская ставит вроде нереальную задачу: “Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать”.
И через несколько лет добивается реализации этой задачи во всей стране. И все в условиях разрухи после Гражданской войны.
Нет никого, кто так бы позаботился о женщине и детях, о будущем страны, как она. По сути мы всем, от полета в космос до технической революции, обязаны усилиям и воле Надежды Крупской.
Крупская – чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения. Вот она пишет: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе.
Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят. Страшно много может дать в смысле привычки сообща действовать игра. Тут нужен тщательный подбор игр, нужно культивировать игры, которые укрепляли бы умение действовать по правилу «все за одного, и один за всех», которые приучали бы действовать сообща, иметь в виду общие интересы. Все игры по команде, без внутреннего увлечения стоят очень мало.