Главное из искусств. Расцвет и закат.

VK VK VK VK

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради Бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч прямой и резкий, эта света полоса
Заставляет меня плакать и смеяться два часа,
Быть участником событий, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Юрий Левитанский

Вдохновитель советского народа
Что и говорить! В СССР кино было не столько развлекательным, сколько поучительным, добрым, умным, заставляющим переживать, задумываться о своей жизни. Да, в какой-то степени, оно было поставлено на службу идеологии, но почему бы и нет? Идеология должна быть, и если она правильная и хорошая, то главное из искусств выполняло свою функцию. Вспомнить хотя бы гениальное по своей силе кино «Свой среди чужих» Михалкова, «Коммунист» Юлия Райзмана! Пропагандировалось чувство братства, честность, самоотдача делу и людям, совестливость, любовь искренняя и даже успехи на работе. Теперь уже забытый жанр «производственного романа». А ведь надо было уметь талантливо рассказать и об этом, например, в «Девчатах», в «Высота», «Женщины», «Простая история». Киногерои были настоящими героями, но так похожими на зрителей, сидящих в зале. Они вели за собой, им подражали, дети играли в «Тимура и его команду», молодые девушки шили платья и разучивали песни из «Карнавальной ночи» и «Весна на Заречной улице». Профессия киноактера казалась заоблачной…А то, что кино часто было черно-белым, еще больше учило зрителя вдумываться в почти каждый кадр. Видеть главное, не отвлекаясь.
Что смотрели? Кого воспитывало кино?
Что касается идеологии. Она не так уж и довлела, если разобраться. Конечно, сегодня всплывают на свет всякие «перегибы» при кулуарном обсуждении новых картин известных кинорежиссеров, что-то там вырезали из их гениальных кинолент. Но суть оставалась, и картины любимы зрителями до сих пор! Каждый год по традиции мы смотрим приключения о путешествии Лукашина из бани в Ленинград, а потом по кругу все комедии Гайдая, и лучшие фильмы советских режиссеров, созданные именно в период расцвета страны СССР. А направлений в кино тогда было много — от комедий Гайдая и даже черных комедий типа «Кин-дза-дза» до философско-нарративных «Сталкера» и «Соляриса» Тарковского. Кино снималось на государственные деньги, в стране действовало несколько киностудий для взрослых, и отдельно несколько детских киностудий, выпускавших кино для малышей и подростков, для юношества. Пышным цветом цвели киностудии союзных республик «Казахфильм», «Беларусьфильм»,»Туркменфильм», «Узбекфильм», ТО «Укртелефильм», «Грузия-фильм», «Арменфильм», «Азербайджанфильм», «Таллиннфильм» и другие. И мы с интересом смотрели талантливые кинокартины национальных авторов. Там была свой колорит и специфика, но общие заботы и радости, отчего фильмы принимались легко и с успехом.
Детские фильмы – особый разговор. Невероятное проникновение в детскую душу, прекрасные классические образцы взросления этой души от Юрия Карасика «Дикая собака Динго», Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина» и Элема Климова «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», «Чучело» Ролана Быкова, фильм Николая Лебедева и Эрнеста Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К», Вадима Абдрашитова «Плюмбум или опасная игра». А бестселлер Динары Асановой «Пацаны», а фильмы Соловьева «Сто дней после детства», «Асса»? Сейчас для детей и юношества снимают мало и невыразительно, хотя проблем у детской души прибавилось.
Маленькое кино для большого удовольствия
Кроме «большого» экрана почти в каждой советской семье было свое «маленькое» кино для детей. Любой папа вполне мог стать самостийным «киномехаником». В советское время пользовались фильмоскопами — рулонными диапроекторами. Мультики по телевизору показывали тогда редко, а малыши очень любили сказки. Вот как с большой теплотой рассказывает об этом краевед, ведущий сайта «Бердская слобода» Сергей Лукьянов: «Фильмоскоп для советских детей был волшебным ящиком. С его помощью можно было в любой момент, закрыв шторы, посмотреть на стене, занавешенной белой простыней, или просто, на потолке цветные слайды. Тихое гудение проектора-фильмоскопа, шуршание пленки, запах горячего целлулоида и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка… Это было целое событие! Просмотр диафильмов создавал дома атмосферу уюта. Всегда был «главнокомандующий», который читал текст на кадрах. А остальные не просто смотрели, а комментировали, переживали, смеялись, в общем-то – общались.
Принцип работы диапроектора довольно прост. При помощи оптико-механической системы на специальный белый экран, либо на обычную простыню или просто светлую стену демонстрировались с увеличением диафильмы с размером кадра 18х24 мм. Отбор художников на студию «Диафильм» был чрезвычайно жестким — диафильмы рисовали, без сомнения, лучшие из лучших. И вот еще что важно. Диафильмы смотрели не только дети! Студия выпускала пленки в десяти разных категориях, и лишь одна из них, восьмая по счету, была детской. Диафильмы делились на политико-агитационные, образовательные, военно-просветительские, по мотивам художественного и документального кино, для музеев и т.д. Разумеется, на первом месте стоял пропагандистский момент, и для этого-то и требовались лучшие кисти Союза. В общем, все было очень серьезно и не по-детски. Диафильмов производилось в год очень много, как главной московской студией, так и филиалами в союзных республиках. Каждый год студия выпускала толстый каталог, который рассылался по магазинам. В нем были переиздаваемые год за годом успешные и востребованные диафильмы, а также новые. Диафильмы продавались во многих магазинах. Но не было особого смысла их покупать, т.к. мы просто обменивались баночками с заветными сказками. Позже в некоторых библиотеках были созданы специальные фонды, где можно было, как книги, взять диафильмы напрокат. Прошли годы. Наступил век компьютеров и цифрового телевидения. Просмотр диафильмов стал менее популярен. Но некоторые родители, как в своем детстве, показывают малышам «волшебные» картинки. Кстати, фильмоскопы продаются и сейчас. Современные модели стоят недешево, но они не шумят, не нагревают и не плавят пленку. Любители ретро легко смогут найти старый советский фильмоскоп на барахолке. Рабочий, в хорошем состоянии аппарат сейчас стоит 1500 — 2000 рублей. Здесь же можно прикупить советские диафильмы, которые стоят в несколько раз дешевле современных аналогов. Единственный минус ретротехники – никто не гарантирует, что это чудо из-бабушек и дедушек из-за «древности» лет будет работать стабильно».
Оренбургское кино. Почему бы и нет?
Кинотеатров было море. Ходили смотреть кино все от мала до велика (интернета не было). В кинотеатрах не принято было есть, там работали только газетные киоски. Кино смотрели, а не поглощали вместе с попкорном и кока-колой. Некоторые кинотеатры располагались (думается, за неимением помещения) в бывших церквях. Так я помню, как ходила в кино в деревянный старый храм села Пронькино Сорочинского района. Дети, молодежь набивались в не очень просторное помещение, где стояли простые деревянные лавки, молодежь лузгала семечки в кулак. До сеанса старшие пугали младших замазанными ликами на стенах, сквозь белую краску проступали темные взгляды святых. В Оренбурге кинотеатр «Буревестник» располагался в нынешнем Димитриевском храме. Жажда кинотворчества не могла быть удовлетворена в полной мере, кинотеатров попросту не хватало. Лишнего билетика на премьеру фильма, порой, было не достать! Сегодня кинотеатров построили-море, а вот людей в них нет. На самом — самом голливудском блокбастере бывает в зале на 400 мест занята от силы треть.
У нас в Оренбурге в начале шестидесятых годов прошлого века была своя студия кинохроники, где работал замечательный документалист Константин Урбанович, его назвали «подлинным летописцем Оренбургского края».
— Зрители большой страны знали о событиях в Оренбуржье, благодаря операторскому мастерству Константина Львовича, будь то пуск домны на Новотроицком металлургическом комбинате, или введение в эксплуатацию нового сельского клуба, — так написали о нем благодарные потомки уже в наше время.
За сорок лет работы Урбанович отснял сотни тысяч метров пленки, создал тысячи первоклассных сюжетов, более двадцати ярких документальных фильмов. Его сюжеты, были четкими и конкретными, и в то же время увлекательными и легкими для восприятия. Он был настоящим универсалом: сценаристом, редактором и художником, подлинным мастером своего дела.
Документальные фильмы Урбановича – «Ириклинская ГРЭС», «Долина», «Оренбургский левша», «Память сердца» и другие шли в кинотеатрах всего Советского Союза.
А в Бугуруслане почти в это же время творил Юрий Гришин энтузиаст одиночка, основатель киностудии «ЮГ-фильм». Он сам мастерил кинокамеры, снимал интерпретацию классических произведений – короткометражные фильмы «Цветы запоздалые», «Поленька Сакс», «Станционный смотретель», выступал в киноработах всем, как и Урбанович — и режиссером, и актером и специалистом по гриму и реквизиту, и звукооператором, и монтажером. Его работы были отмечены в Москве. А спустя многие годы о нем, как об удивительном провинциальном киноуникуме написала Мария Виноградова – киновед, аспирант института кинематографии в Нью-Йорке.
Спустя еще много лет (уже не в СССР, к сожалению!) в Оренбурге появилось первое кино. Его сняли опять же энтузиасты, собравшиеся в киностудию «Сарматфильм» и снявшие безбюджетные художественные и документальные фильмы о молодом поэте, о девушке, мечтающей о любви и встретившей «электрического юношу», о трех чудаках из Оренбургской области: изобретателе, художнице и мальчике-палеонтологе, пытающихся преобразовать окружающий мир, о танцующих бабушках в парке «Тополя» (фильм побывал даже в столице кинематографии Каннах, куда его взяло жюри), об оренбургском знаменитом винограде Шатилова, который теперь растет от Дальнего Востока до Соловков. Доморощенные кинематографисты получали международные премии на кинофестивалях, но в своем родном городе о них мало кто знал. Энтузиазм одиночек не получил от властей помощи, и кино, как коллективный труд, почило на уровне идеи. Это же не Советский Союз, где любая творческая идея снизу была бы обязательно услышана и принята, и поддержана.
Моя молодая мама в конце 1960-х, отчаянно желавшая попасть в кино, но приставленная на выходные к малышу, то есть ко мне, все же рискнула и тайком затащила ребенка в кинотеатр «Мир» в Орске. На ту пору мне было всего три года. На дневном сеансе оказалось не так много людей, но мама боялась, что нас выведут из-за того, что я буду капризничать, кричать, не усижу на месте. Однако я, открыв рот, просидела молча весь сеанс. Так кино воздействовало не только на детей, но и на большинство взрослых. Потому, что его сила на самом деле остается громадной. И не дооценивается сегодня властями, как идеологический рычаг влияния на массы. Да и хороших, по–настоящему сильных кино с героями, которым хочется подражать, уже не осталось.
Справка:
К началу 1948 года столица региона могла похвастаться восемью полноценными кинотеатрами. Перед киносеансом часто выступали инструментальные ансамбли. В «Победе» и «Молоте» можно было послушать даже симфоническую музыку. Большинство открытых в советский период кинотеатров давно не работают, на их месте находятся развлекательные центры, магазины, кафе. Традицию кинопоказов продолжают лишь «Сокол» и «Космос». Построенный в 1959 году кинотеатр «Сокол» стал первым широкоэкранным кинотеатром в Оренбурге. До 2011 годы он был оснащен только пленочным кинооборудованием. Крупномасштабный ремонт два года назад дал новую жизнь «Соколу», превратив его в современный 3D-кинотеатр. Кинотеатр «Космос» в Оренбурге был построен в 1964 году. В то время в нем располагалось 810 фанерных жестких мест. В 2003 году кинотеатр решили реконструировать. Строительство здания площадью в 1000 квадратных метров рядом со старым кинотеатром шло два года. В Оренбуржье было снято немало эпизодов известных отечественных фильмов. Например, съемки комедии «Иван Бровкин на целине» проходили на целинных землях Оренбургской области в совхозе «Комсомольский». Декорации к историческому фильму «Русский бунт» в Саракташском районе долгое время после съемок были одним из самых известных туристических объектов в регионе. В 2008 году в Оренбуржье появился свой международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард». Побороться за главную награду – сарматского льва – в областной центр съезжаются всемирно известные кинорежиссеры, актеры, сценаристы. 2013 год ознаменовался киноработой оренбуржцев. Полнометражным художественным фильмом «Остров цикад». Премьеру последней работы называют днем рождения оренбургского кинематографа.
Вера Жидкова