Законом по российской деревне

VK VK VK VK

Тема объединения сёл и посёлков, а также городов и преобразование их в муниципальные и городские округа, — уже не является слухом. Об этом однозначно говорит подписанный Президентом 1 мая 2019 года закон № 87 о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который по своему смыслу подводит нас и к теме упразднения сельских и поселковых советов депутатов и преобразование их в районы. Период задуманных властью изменений намечен до 2025 года. Как и всякий закон нового времени, данный документ весьма неоднозначен и вызывает массу вопросов даже в среде профессиональных юристов, но он успел «включить» зелёный свет для простора деятельности на местах в среде чиновников.

 Их задача – отстранить народ      

В письме депутат Совета депутатов Саракташского района В.А.Кальван подробно описывает, как законодательные новаторства уже негативно сказываются на работе органов местного самоуправления:

— 22 августа на заседании Совета депутатов ставился вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав МО Саракташского района. В статью 73 Устава предложили заменить слова «сельсовет» и «поселения» на слово «район». Но ведь право подобных преобразований принадлежит народу в соответствии с Основным законом России (Конституцией) на Референдуме, что я и донёс до депутатского корпуса.

При помощи разных средств и ухищрений власть начала отстранять граждан поселений от участия в политической жизни. Есть мнение, что новоявленный закон от 1 мая 2019 года противоречит Конституции. Судите сами. В Основном Законе, в статьях 3 и 12 прямо закреплено: народ осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления, которое гарантируется гражданам.

То есть в каждом населённом пункте оно должно быть. Без этого пропадает смысл выборности власти, не будет института «местных депутатов», хоть какого-то контроля и прозрачности действий». А вот ФЗ РФ от 1 мая 2019 года откровенно намекает на территориальные укрупнения, практически стирающие с региональных карт российские деревеньки.В итоге останутся только депутаты районов, а поссоветы и сельсоветы будут ликвидированы.

Так, всё-таки, зачем это вдруг понадобилось объединять населённые пункты в округа, то есть фактически создавать новые территориальные образования? Ответов здесь сразу несколько.

Одной из причин, как уже сказал, депутат Кальван, является отстранение жителей глубинки от политической жизни, то есть от контроля за исполнением депутатских наказов, видения и понимания насколько старается местный депутат отстаивать интересы своих избирателей. На селе-то все друг друга знают и всё там, как на ладони. А районы большие, да и от некоторых деревень далеко расположены. Поди, дотянись до районного депутата, особенно когда дороги размыты и доехать никуда не возможно. Но ведь от того насколько оперативно доходят чаяния жителей глубинки до их народных представителей, зависит решение иногда и жизненно важных вопросов.

Не даёт покоя власти и такой факт: много слуг народа в сельсоветах и поссоветах от КПРФ. Люди в глубинке зачастую отдают свои симпатии коммунистам, которые всегда рядом и всегда готовы встретиться со своими земляками, обсудить насущные проблемы, наметить предстоящую работу, потому что и сами живут в тех же поселениях и все радости и горести населённого пункта касаются их лично, как и всех других селян.

Демография и экономика – дорогие удовольствия

Другой нелицеприятной причиной законодательных преобразований являются разрушительные демографические процессы в России.

В их числе — доведение сёл до состояния вымирания. В некоторых населённых пунктах, где едва теплится жизнь, осталось два – три двора, и даже там, где пока осталась кое-какая инфраструктура, население идёт на убыль.

Поколение созидателей, отстроившее сельскую глубинку в XX веке, проводившее электричество и газ, проложившее дороги, возводившее здания школ, клубов, больниц и детских садов, ферм и зернохранилищ, постепенно уходит. За последнюю четверть века безвременья многое пришло в запустение (растащили современные «рыбы-пираньи» всё до мелочей, что созидалось народом по крупицам на протяжении века). Умышленная политика разорения российской деревни превратила вчерашние колхозы-миллионеры в обнищавшие населённые пункты, где, порой, не осталось ничего. И молодёжь не стремится оставаться в такой сельской местности. Вот и вымирают сёла.

Статистические данные на официальном сайте областного Росстата по численности населения в городах и деревнях подтверждают вредоносную политику власти.

Если в 2001 году сельское население Оренбуржья составляло 936.305 человек, то в 2018-ом – 788.762, а на январь 2019-ого – 779.478. То есть население деревни стремительно убывает. За 18 лет в регионе оно сократилось на 156.827 человек!

Другая причина – финансовая. Много заслуженной критики звучит нынче в адрес власти, закрывающей поликлиники и образовательные учреждения в населённых пунктах, ссылаясь на ту же демографию – не достаточное заселение. И местные жители вынуждены, как 100 лет назад, ездить за той же медпомощью за десятки километров от дома.

Понятное дело народ недоволен (а чему тут радоваться), и требует восстановления нормальных условий жизни с привязкой к родным деревням. Но власти это очень не нравится. Не желает она тратить деньги на развитие замученной глубинки. Это в советское время жили по принципу, если на селе есть хоть один ребёнок, то это уже повод для строительства школы. А теперь всё наоборот: нет необходимого количества детей, значит, закрываем действующую школу.

Тут уместно вспомнить годы Великой Отечественной войны, когда на территории РСФСР гитлеровцы разрушили около 20 тысяч зданий учебных заведений, а по всему Советскому Союзу 82 тысячи. В одной Московской области к лету 1943 года было уничтожено 92 процента школ, а в Ленинградской 83 процента. Но уже к началу 1950-х количество учебных заведений было полностью восстановлено. Только силами народной стройки 1736 новеньких школ открыли свои двери для детей.

А теперь? Статистика говорит: в России в последние годы школьников стало меньше на 22 процента по сравнению с 2000 годом. А количество школ сократилось почти на 40 процентов.

Не лучше обстоят дела с медицинскими учреждениями. Если в 1990 году в нашей стране было около 13.000 больниц, то в 2000-ом их уже стало 10.700. А в 2016-ом – всего 5.400, что даже меньше, чем было в РСФСР, в 1932 году!

Кто посмел замахнуться на Конституцию?!

Прародителями трагичной привычки неуважительного отношения к Конституции являются первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв и первый Президент России Борис Ельцин, которые просто взяли и дерзко растоптали результаты Всенародного Референдума СССР, проведённого в марте 1991 года, когда ставился вопрос о сохранении Советского Союза и социалистического строя. Народ Советского Союза высказался за сохранение данной страны и данного государственного строя. А в декабре 91-го шестеро зачинщиков переворота (Ельцин, Шушкевич, Фокин, Бурбулис, Кебич, Кравчук) подписались под развалом страны. Их бы на скамью подсудимых взять да посадить, а они оторвали себе по куску большого штурвала и понеслись мы вместе с ними на обломках разбитого корабля в открытый бушующий океан рыночно-стихийных отношений.

С тех пор принятие документов противоречащих, как бы и существующей на бумаге, но по факту безмолвной Конституции, стало дело обыденным.

Взять статью 41 Конституции РФ, где однозначно закреплено право на охрану здоровья: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам БЕСПЛАТНО за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений», — говорится в главном документе страны. Но мы-то знаем, что зачастую платные услуги вовсе не исключаются в поликлиниках и больницах (УЗИ, рентген, МРТ)…

И вот теперь предпринята попытка лишить народ права влиять на жизнь родных населённых пунктов, контролировать происходящее. Правда данное законодательное нововведение не является приговором. В законе сказано, что решение вопроса по вливанию в МО или ГО предоставляется народу. Но не на прямую (то есть не через голосование), а через органы местного самоуправления. Только без прямого волеизъявления, гарантированного Конституцией, тут нельзя быть уверенными, чего желает народ – жить в селе, управляемом сельсоветом или в муниципальном округе. Опять мнение россиян не в счёт и вся эта ситуация сильно напоминает развал СССР (разве что в миниатюре), когда за нас решили в какой стране нам жить и в каком экономическом строе вопреки нашему же желанию.

На мой взгляд, на этот раз от инициативной группы граждан (депутатов) должна бы поступить жалоба в Конституционный суд на ФЗ РФ № 87 от 01.05.2019 года, о признании его противоречащим нашей Конституции. Ведь мы хотим жить по закону, а не по понятиям?

Первый секретарь обкома КПРФ Максим Амелин заявил, что власть подготовила очередную коварную ловушку для жителей российской глубинки: «Здесь нам важно (сплочённо, вместе с избирателями) отстаивать конституционную гарантию местного самоуправления на уровнях сёл и посёлков, ведь от этого зависит оперативность решения многих острых и крайне важных проблем, которые в отдалённых пунктах должны решаться молниеносно».

Яна Юрьева

Иллюстрация из открытых источников